• Главная 28.06.2020

    https://zen.yandex.ru/media/lidprevuz/chto-takoe-apriori-i-aposteriori-obiasniaiu-kratko-i-poniatno-5ef63c588df0043de597008b

    Лидия, неисправимый гуманитарий

    Что такое априори и апостериори: объясняю кратко и понятно
    Вчера

    Есть философские термины, которые, бывает, входят в обыденную речь. К таким однозначно относится понятие “априори”. Буквально полчаса назад услышала, как в утренней передаче ведущая использовала его, рассказывая о чем-то.

    Смысл латинского выражения a priori означает знание, полученное не из опыта, а изначально имеющееся в сознании. В буквальном переводе – “из предшествующего”. Этот термин стал использоваться в гносеологии (как правило, немецкой) достаточно широко, начиная с XVII века. Особенно его любил И. Кант, в философии которого идея об априорном знании является основополагающей.

    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
    Но еще до Канта термин использовался Г. Лейбницем. В его интерпретации a priori означает такое знание, которое очевидно для разума и поэтому не требует доказательств. Это то, что принято называть вечными истинами. Априорное знание восходит к высшим причинам, то есть не нуждается ни в каких предпосылках.

    Другой немецкий философ, Х. Вольф, развил и популяризировал идеи Лейбница и широко использовал понятие a priori . Кант, знакомый, разумеется, с трудами обоих этих мыслителей, воспринял термин и широко использовал с своей философии.

    Христан фон Вольф (1679-1754)
    Начиная «Критику чистого разума», он уже во введении выражает ту мысль, что не все наше знание происходит из опыта. Философ пишет, что, разумеется, не будь опыта, мы не могли бы заниматься познанием, но информация о внешнем мире пробуждает в нашей познавательной способности такую активность, которая не объясняется опытом. Проще говоря, люди начинают задумываться о таких вещах, которые опытным путем не даны и не могут быть даны. Это и есть априорное знание.

    Притом оно имеет свои градации, и Кант выделял особо так называемые «чистые априорные» знания. Это те, которые вообще никак не соприкасаются с опытом и имеют всеобщий характер. Например, законы и принципы устройства мироздания, изучаемые наукой. Согласно Канту, знание об их форме приходит к людям не эмпирическим (опытным) путем, хотя содержательная сторона опирается на опыт.

    И.Г. Беккер “Портрет Иммануила Канта”
    Имеется в виду то, что, когда человек начинает что-то познавать, в нем пробуждаются изначальные формы, имеющие необходимый и всеобщий характер. Эти формы Кант делил на априорные формы чувственности и рассудка. В первом случае это пространство и время, ощущение которых существует в нас изначально, само по себе. Во втором случае это рассудочные категории, их Кант делил на четыре группы: количества, качества, модальности и отношения.

    Будучи априорными формами, они упорядочивают ту бездну информации, которая попадает в наше сознание благодаря органам чувств, то есть эмпирическим путем. Не будь этого априорного, исходного знания, мы не могли бы познавать мир – в голове был бы полный кавардак.

    Давид Тенирс Младший “Алхимик” 1656
    В противоположность понятию a priori существует понятие a posteriori. В буквальном смысле оно означает “из последующего”. А в философском смысле – это знание, полученное благодаря опыту. Лейбниц называл его истинами факта, в то время как априорное знание – истинами разума. Кант тоже противопоставлял априорное и апостериорное знание. То, что получено из опыта, он считал случайным и временным. Ведь опыт постоянно меняется, притом часто бывает так, что прежний опыт полностью опровергается новым.

    Апостериорное знание приобретает всеобщность, только опираясь на априорное знание. В противном случае оно не имеет сколь-либо длительного значения.

    Опубликовал VicRus @ 10:25

  • Добавить комментарий

Архивы

Статистика

  • 25
  • 22
  • 430
  • 1 635
  • 17 323
  • 12